Август богат на православные праздники. Самые значительные – Происхождение Честных Древ Креста Господня (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и празднование в честь Нерукотворного Образа (29 августа) – издревле именуют в простонародье Спасами. Первый из трех Спасов – Медовый, за ним следует Яблочный и Хлебный (Ореховый). Народные названия увязывают эти праздники с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба).
Первый Спас называется "Спасом на воде", "мокрым Спасом", "медовым Спасом". Интересно, почему? Дело в том, что в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (старого стиля) 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
На Первый Спас совершался крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. На "мокрый" Спас последний раз купали лошадей.
Мед является одним из самых питательных среди постных продуктов. Сорта меда различают по тому, с каких растений был собран нектар. Наиболее известен липовый мед – собранный с цветов липы, светлый, почти белый. Гречишный – с цветов гречи, темный, чуть зеленоватый. Цветочный – с разных полевых цветов, янтарно-золотой, хранящий запах родных просторов и свет летнего солнца.
Второе название ("Медовый Спас") связано с тем, что в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь.(В былые времена россияне не начинали есть никакой сезонной пищи без благословения церкви). В некоторых местах крестьяне были убеждены, что, начиная с этого дня, пчелы перестают выврабатывать мед. После освящения первого меда в церкви в этот день разговляются свежим медом и угощают всех, раздают бедным. В старину говорили, что "на первый спас и нищий медку попробует". Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно.
С Медовым Спасом у православных верующих и греко-католиков начинается Успенский пост, который продлится две недели. Пост завершится 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост не голодный. О нем говорили: "Спасовка – лакомка, а Петровка (Петровский пост) – голодовка." В эту пору всего много: и хлеба нового, и овощей, плодов разных. Но, хотя этот пост и звался Лакомкой, по строгости он приравнивался Великому посту. Только 19 числа в праздник Преображения Господня можно будет есть рыбу. Считается, что во время этого поста исцеляется душа.
Что же подают на стол в этот праздник?
Обычно пекли пироги с пшенной кашей и медом. Гостей угощали медовым квасом. Наиболее популярны на Руси были напитки из меда. Самым древним и знаменитым из них был хмельной мед. Чтобы придать меду опьяняющие свойства, в разведенный водой пчелиный мед прибавляли дрожжей и хмелю и оставляли бродить. Разными пряностями и добавками готовому "ставленнику" можно было придать различный вкус. Славяне знали множество рецептов хмельного меда: вешний, стоялый, сборный, красный, белый, с гвоздикой и особо крепкий "княжеский" мед. Готовился мед и с ягодами – смородинный, вишневый, малиновый и т. д. Иногда в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок или морс.
Искусными медоварами были монахи. Они хранили и совершенствовали древнее искусство медоварения. Один из дошедших до нас рецептов так и называется – "Мёд монастырский".
Другой напиток, приготовляемый на основе пчелиного меда – сбитень. Сбитень появился на Руси почти тысячу лет назад, первое упоминание о нем относится к XII веку. Перевар или взвар – старинное название сбитня. Тогда его готовили так: брали по пузырьку вина, уксуса и пива, перцу четверть, фунт патоки, три гривенки вина заморского и сразу же с медом варили, чтобы не только он сварился, но и устоялся, потом сливали в посуду.
Иностранцы называли сбитень с вином глинтвейном. В сбитень добавляли душистые травы, пряности. Долгое время его пили вместо чая и кофе. По городским рынкам и улицам ходили сбитенщики, продававшие всем желающим горячий сбитень. Они разносили его в больших медных чайниках. Зимой, чтобы они не охлаждались, их плотно укутывали и в середину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Это премудрое русское устройство чайника с трубой и стало прообразом самовара.
В церковном календаре на 14 августа приходится день Изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе, где ежегодно часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для избавления прихожан от болезней, число которых из-за летней жары резко возрастало.
Празднование Спасa и Пресвятой Богородицы связано с именем святого князя Андрея Боголюбского, который в 1164 году во время похода против волжских булгар выставил перед собой Владимирскую икону и крест, разбив с их помощью своих противников. В православных храмах 14 августа выносят крест для поклонения и после литургии освящают мед, воду и … мак. Маком поминают мучеников Маккавей, которые положили свою жизнь за отечество. А вода, которую освящают сегодня, спасет, как говорят, от горя и от хвори. В этот день верующие причащаются.
По народным приметам, на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени. Отцветают розы, падают холодные росы.
По народным поверьям, тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом – ни одна ведьма в дом не проникнет.
По народным традициям, в Медовый Спас принято помогать вдовам и сиротам, а всем женщинам в этот день прощаются все незамоленные грехи.